|
Питание
Питание в МБДОУ "Детский сад №1" В нашем МБДОУ "Детский сад №1" осуществляется 4-х разовое питание: завтрак; второй завтрак; обед; полдник. Пищевые продукты, поступающие в МБДОУ , имеют санитарно — эпидемиологическое заключение о соответствии их санитарным правилам. Кулинарная продукция соответствует требованиям государственных стандартов. Рациональное питание предусматривает поступление пищевых веществ и энергии в количествах, соответствующих возрастным и физиологическим потребностям детей. Питание сбалансировано по содержанию основных пищевых веществ (белки, жиры, углеводы). Контроль за соблюдением режима питания в детском саду возложен на шеф-повара Пигалкову Галину Михайловну.
Важным элементом организации рационального питания является правильное распределение объема дневного потребления пищи между отдельными ее приемами. 4 разовый прием пищи с интервалами 3,5-4 часа обеспечивает оптимальный режим питания дошкольника в течение дня. При составлении меню учитывается следующее: хлеб, крупы, молоко, мясо, сливочное и растительное масло, сахар, овощи (включаются в меню ежедневно), творог, сыр, яйца 2-3 раза в неделю.
Согласно нормам СанПиН 2.4.1.2660 – 10 в нашем МБДОУ введён второй завтрак. В меню включаются соки, фрукты при соблюдении сроков их реализации. В целях профилактики гиповитаминозов проводится искусственная витаминизация холодных напитков аскорбиновой кислотой.
В МБДОУ организован питьевой режим , который отвечает требованиям санитарных правил.
Для обеспечения преемственности питания родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню за время пребывания его в МБДОУ.
Консультация для воспитателей по организация питания в детском саду В группе раннего возраста: Сервировка стола должна быть такой, чтобы она вызывала у малышей пусть неосознанное желание быть аккуратными. На столах — скатерти, а лучше под каждый столовый прибор — салфетку, чистую, нарядную на вид. Эстетическое оформление стола — цветы, и, конечно, гигиенические салфетки. Красиво и правильно разложенные столовые приборы (ложки, вилки), порционированный хлеб в хлебнице.
Для каждого ребёнка должна быть приготовлена салфетка, такая же красивая, как и на столе. Малыш сам расправляет и заправляет её, пользуется ею после еды. Благодаря этому мы сразу решаем несколько задач:
знакомим с правилами поведения за столом, развиваем мускулатуру рук, особенно кисти, «настраиваем» организм на еду, побуждаем малыша к аккуратности. Пользуясь салфеткой, ребёнок усваивает, что надо есть аккуратно, из-за стола встать с чистыми руками и лицом, а значит, экономится одна процедура мытья рук и лица.
Полоскание рта процедура новая и не такая уж и лёгкая, и педагог должен принимать в ней участие, показывая и рассказывая малышам, что и как нужно делать. II младшая группа Достигнув трёхлетнего возраста дети уже умеют и знают.
Знают: наименования и назначение основных столовых приборов, блюд; элементы сервировки стола; отчасти, как подготовиться к еде (вымыть руки, привести себя в порядок), что сделать после еды (поблагодарить прополоскать рот)
Умеют: пользоваться ложками и вилкой; пить из чашки, есть с тарелок; откусывать, жевать; пользоваться салфеткой; прилагать старания, чтобы быть аккуратными.
Но детям ещё трудно: не набирать в рот много пищи; не отвлекаться, не разговаривать во время пережёвывания и глотания пищи; пользоваться ножом; спокойно ждать, когда подадут следующее блюдо; есть всё по порядку; самостоятельно полностью готовиться к еде и выполнять после неё все требуемые процедуры.
К четырём годам ребёнок может: сервировать стол, используя салфетки, столовые приборы (ложки, вилки, ножи), тарелки, хлебницу; пользоваться ножом, десертной ложкой, вилкой; есть фрукты, мягкую и плотную пищу, десерт; ориентироваться в том, куда кладут оставшиеся косточки от ягод, фантики от конфет, использованные салфетки, столовые приборы; правильно брать еду с тарелок и ртом с приборов, хорошо, тихо, равномерно глотать, прилагать старания к тому, чтобы правильно сидеть за столом (ложка идёт ко рту, а не голова к тарелке; локти не отведены в стороны, а находятся возле туловища); хорошо полоскать рот после еды; помогать взрослому в уборке посуды со стола; садится за стол с вымытыми руками, причёсанным и опрятным, не шуметь; если во время еды возникает необходимость в посещении туалета, справляться самостоятельно и просить помощи у взрослого; перед едой и после неё не бегать и прыгать, а заниматься спокойной игрой. Помните! Дети в этом возрасте очень внимательны, они всё видят и слышат. следите за своими репликами о пище; предупредите и родителей. О пище можно говорить только хорошо. Во время еды всё должно быть сосредоточено на этом процессе, для ребёнка это довольно-таки сложное дело.
Не забывайте! Хвалить детей (каждого в отдельности и всех вместе) за аккуратность, неторопливость, культурные навыки, дружелюбное спокойное общение во время еды. Не фиксируйте! Во время еды внимание детей на неудачах (только в крайних случаях, когда это опасно для здоровья), но запоминайте, что у кого не получается, чтобы потом в качестве опережающего задать ему правильный алгоритм действий.
Средняя группа.
У малыша на пятом году жизни меняется отношение к еде: его интересует не только, что он ест, но и как выглядит пища, как она подана, сколько её, насколько она ароматна и т.д.; он весьма чётко прислушиваться не только к разговорам взрослых о тех или иных блюдах, но и к мнению своих сверстников, поэтому никогда, не позволяйте себе выражать вслух негативное отношение к продуктам питания:
постарайтесь каждый день находить слова, примеры, раскрывающие перед ребёнком пользу (или её отсутствие) того или иного блюда, продукта. Эти рассказы должны быть краткими, простыми, яркими, например: «Сегодня мы узнали, как вы подросли, а ведь это молоко (кефир, творог, рыба) помогло вам»; «На занятии по физкультуре вы бегали очень быстро- это всё овсяная каша, которую вы съели на завтрак»; «Съедим салат из свёклы, и ваши щёчки будут красивыми, румяными» и т.д.; ребёнка нельзя заставлять есть. Предлагая ребёнку еду, учитывайте его аппетит: детям, едят медленно, неохотно, второе блюдо на тарелке лучше делить как бы на несколько порций- зрительно это уменьшает объём пищи и помогает её есть; комментируйте вслух успехи детей, а о промахах, неумении говорите каждому потихоньку, но настойчиво; по-прежнему технологию принятия пищи педагог проговаривает вслух, напоминая, что чем едят, как пищу берут с тарелки, а как со столовых приборов. Обращайте своё внимание на то, как дети держат чашку. В этом возрасте они могут делать это правильно- за ручку. Обращайте внимание на темпы еды и тщательное пережевывание пищи — только овладение этими двумя навыками питания поможет и сохранить зубы и уберечь желудок от многих заболеваний.
Роль витаминов в детском питании Витамины играют огромную роль во всех процессах жизнедеятельности организма. Они регулируют обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к различным заболеваниям, к воздействию токсинов и к другим факторам окружающей среды. Проведенные обследования детей дошкольного возраста свидетельствуют о недостаточном ими потреблении витаминов, особенно в зимне-весенний период.
Обычно детям не хватает витаминов С, группы В, а также витамина А и бетакеротина. Это отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей, отмечается повышенная утомляемость, вялость, замедление темпов физического развития, ослабление иммунитета, что приводит к росту заболеваемости, затяжному течению патологических процессов. Гиповитаминозы усугубляются при наличии у детей различной хронической патологии, особенно со стороны пищеварения.
Чаще всего гиповитаминозы развиваются в результате нарушений в организации питания — при недостаточном включении а рацион свежих овощей и фруктов, молочных продуктов, мяса, рыбы. Большое значение имеют нарушения технологии приготовления пищи, неправильная обработка продуктов, в результате чего происходит значительное снижение их витаминной ценности.
Молоко и молочные продукты не должны подвергаться длительному и повторному кипячению, во время которого разрушаются витамины и происходит денатурация белков — они становятся трудноусвояемыми. При приготовлении каш, овощных пюре и других блюд, в состав которых входит молоко, его используют в сыром виде, добавляя в хорошо разваренные крупы или овощи, и доводят до кипения.
Приготовление творожных блюд на водяной бане обеспечивает лучшую сохранность пищевых веществ.
Замороженное мясо следует отстаивать при комнатной температуре. Отстаивание в тёплой воде недопустимо, так как при этом происходит значительная потеря мясного сока. Варят мясо при слабом огне, так как при сильном кипении его белки уплотняются и становятся трудноусвояемыми.
Рыбу лучше использовать в виде филе, оно легче подвергается обработке (небольшие куски кладутся в кипящую воду и варятся на медленном огне около 10 минут, целая рыба массой 300-400 г — 20-25 минут). Но можно брать и любую нежирную речную и морскую рыбу. Замороженную рыбу оттаивают при комнатной температуре, а мелкую речную — в холодной солёной воде (на 1 кг рыбы 2 л воды и 15-18 г соли).
Яйца — очень питательный продукт. Особенно полезны яйца весенн-летнего сезона. Перед тепловой обработкой яйца необходимо тщательно вымыть в воде с солью, так как их скорлупа бывает загрязнённой, в том числе и болезнетворными микробами.
Перед приготовлением овощи нужно тщательно вымыть. Почти все овощи следует очищать от кожуры (не очищают только томаты, молодые огурцы, редис). Если овощи употребляются в сыром виде , их надо ошпарить крутым кипятком. Очищенные, а тем более нарезанные овощи нельзя оставлять длительное время в воде (не более 2 часов), так как при этом происходит вымывание витаминов и минеральных веществ.
Фрукты и ягоды лучше давать детям свежими, но можно готовить из них компоты. При необходимости кожура с фруктов очищается, но это надо делать перед кормлением детей, так как при хранении на воздухе очищенных и нарезанных плодов в них резко снижается количество витаминов, особенно витамина С.
Сухофрукты используют в основном для приготовления компотов или киселей, а так же в качестве добавок к кашам. Для этого их перебирают, промывают, заливают холодной водой и доводят до кипения после чего настаивают в течении 2 —3 часов. В готовый компот или кисель хорошо добавить аскорбиновую кислоту.
Приготовление зерновых продуктов. Перед приготовлением крупы следует перебрать, промыть в тёплой воде (рис и пшено в нескольких водах). При приготовлении молочных каш крупу сначала разваривают на воде (или пополам с молоком), затем добавляют горячее молоко и доводят до кипения.
Манная каша варится 10 — 15 минут, рисовая и пшённая — до 40 — 60 минут, гречневая — 1,5 часа, перловая — 2 — 2,5 часа. Рецепты приготовления праздничных блюд
Уважаемые посетители нашего сайта!
Предлагаем Вам рецепты приготовления праздничных блюд для детского Дня рождения! Кораблики «Алые паруса» Для приготовления на 5-10 порций потребуются: яйца — 5 шт. сыр — 200 г сливочное масло зелень укропа помидоры или красный сладкий перец — 1 шт.
- Картофельное пюре с капустой и мышками-редисками
Для приготовления на 8 порций потребуются: картофель — 1,5 кг капуста брокколи или брюсельская, цветная молоко — 100 мл масло сливочное — 2 ст. л. соль редиска вареная курица — по числу гостей
- Блинчики с мясной начинкой
Для приготовления на 4 порции потребуются: Для теста: 2 стакана муки 6 яиц 1 ч. л. соли 1 чашка молока Для начинки: нежирная свинина — 300 г сливочное масло или бульон
- Рисовая башня с оладьями из печени
Для приготовления на 6-8 порций потребуются: Для оладий: печенка — 0,7 кг яйца — 1 шт. мука соль по вкусу Для «башни»: рис отварной — 3 стакана. Зелень укропа для украшения
Ежики из сарделек Ингредиенты: сардельки — 2 шт., сыр твердый натертый — 1 ст. л., томатная паста или сметана — 1 ст. л., масло сливочное — 2 ч. л., майонез — 1 ст. л. Сосиски в слоеном тесте Ингредиенты: слоеное тесто — 1/2 упаковки копченые сосиски — 500 г, яйцо — 1 шт., растительное масло — 1 ст. л.
Рулеты куриные «веселые спиральки» Ингредиенты: куриное филе — 200 г, ветчина — 3 ломтика, твердый сыр — 3 ломтика, плавленый острый сыр (или любой другой) — 2 треугольника, жирные сливки или сметана — 3 ст. л., свежий огурец — 1 шт., цветная капуста — 200 г, морковь — 1 шт., красный помидор — 2 шт., соль.
- Рыба в зеленом кляре и с разноцветным пюре
Ингредиенты: филе рыбы — 200 г, цуккини небольшого размера — 1 шт., яйцо — 2 шт., растительное масло — 2-3 ст. л., картофель — 1/2 кг, измельченный шпинат — 2 ст. л., яичные желтки 3-4 шт., вареная морковь — 1 шт., сливочное масло — 2-3 ст. л., соль, зелень петрушки и укропа.
Картофель «мышка» Ингредиенты: картофель — 2 шт., сливочное масло — 2 ст. п., молотое мясо — 100 г, лук- 1 головка, огурец — 1 шт., сладкий перец — 1 стручок, вареная или свежая морковь — 1 шт., маленькие красные помидоры — 4 шт., немного зелени, соль.
- Разноцветное картофельное пюре
Ингредиенты: картофель — 1 кг, сливочное масло — 4 ст. л., молоко — 1 стакан, соль. Зеленое пюре Ингредиенты: шпинат — 300 г, сливочное масло — 1 ст. л.
- «Лодочки» яичные с колбасными «парусами»
Ингредиенты: яйцо — 2шт., вареная колбаса — 2ломтика, твердый сыр — 2 ломтика, помидор — 1 шт., сметана — 1 ч. л., соль.
|